Начинающим о бреветах

 

Наверно каждый более или менее активный велосипедист-любитель обязательно участвует в разговорах о том, кто, сколько проехал за день. Обычно называются цифры от 120 до 180 км. Однако есть люди, которые проезжают больше, значительно больше. Это супермены, спросите вы? Нет, это веломарафонцы.

История веломарафонов

История веломарафонов начинается с профессиональных гонок. Сейчас максимальная дистанция велогонки достигает примерно 300 км. Но в начале ХХ века дистанции, на которых выступали гонщики, были намного длиннее. Нормальными этапами были и 400, и даже 500 км. Постепенно, особенно с приходом в велоспорт телевидения, "профессиональный" километраж уменьшался, и прибежищем любителей, готовых кинуть вызов расстоянию, стали веломарафоны.

Французский клуб AudaxClubParisien (Парижский клуб отважных «отчаянных»), основанный в 1904 году, является законодателем марафонской моды. В течение многих лет он оттачивал правила проведения марафонов, а в 1931 году стал соорганизатором, а позже и основным организатором марафона "Париж-Брест-Париж. 1200 км". Ранее, начиная с 1891 года, по этому маршруту с этим названием проводилась (раз в 10 лет) старейшая велогонка для профессионалов (для сравнения: Тур де Франс проводится с 1903 года).

В последние десятилетия ПБП (Париж - Брест - Париж) стал наиболее престижным и массовым марафоном. В нем участвуют около 4000 человек из 25 стран мира. Однако ПБП лишь вершина марафонского движения, существующего по довольно строгим и продуманным правилам, принятым клубами во всем мире. Такие клубы называют рандоннерскими (от фр. Randonnee - длинная прогулка, рейд), а любителей ездить длительные дистанции - рандоннерами. Правила рандоннерского движения подразумевают, наличие квалификационных заездов с ограничением по максимальному времени прохождения:

200 км - не более чем за 13ч 30 мин,

300 км - за 20 ч,

400 км - за 27 ч

600 км - за 40 ч.

1000 км - за 75 ч.

1200 км - за 90 ч.

Это квалификационные заезды и их принято называть бреветами.

Зачем это Вам?

И, правда - зачем? Понятно, для чего байкер едет кататься в горы: там хорошо, тихо, красиво. А что делать на пыльном шоссе, где обязательно ветер в лицо, и крутить педали приходится не всегда под горку, где к тебе прижимается, словно "добрый друг", могучая фура, обдавая выхлопными газами? Ответ каждый дает себе сам. По опыту можно сказать, что основные мотивы обычно таковы:

проверить себя, чтобы сказать:

я смог это сделать, понять, на что способен;

устроить очень продолжительную покатушку;

потренироваться;

просто "за компанию";

а для многих это уже скорее философия...

Теперь подумайте о другом. Готовы ли вы к тому, что вам, возможно, придется:

передвигаться полностью автономно,

провести много часов в седле,

выслушивать жалобы ваших коленей,

 и пятой точки, ОНА любимая, как, оказалось, может говорить.

Готовьтесь к первому марафону

Итак, вы решили принять участие в веломарафоне (мы категорически рекомендуем новичкам начинать с дистанции в 200 км), который проводится вашим (городским, областным) клубом. Что для этого надо сделать:

Добудьте предварительный план марафонов клуба (обычно календарь бреветов доступен в Интернете).

Спишитесь или созвонитесь с ответственным за проведение бревета для получения актуальной информации.

Почитайте отчеты, либо поговорите с людьми, принимавшими участие в марафонах.

Обязательно тренируйтесь.

По карте проследите весь маршрут, чтобы до начала бревета задать возможные вопросы.

Подготовьте велосипед.

Заранее (с вечера) приготовьте питание, одежду, вел.аптечку, запасную камеру, деньги, документы, карту.

Ложитесь спать пораньше.

Раскроем поподробнее содержимое некоторых пунктов:

Тренируйтесь

Ничего сверхъестественного для прохождения веломарафонов не требуется. Просто нужно, достаточно регулярно кататься на велосипеде, и очень желательно - не только по выходным. Помните, что за две недели, предшествующие марафону, рекомендуется проехать ("накатать") двойную его дистанцию (т.е. дл 200-ки - 400км). Для длинных марафонов срок можно немного увеличить. А вот в день накануне марафона лучше дать ногам отдохнуть.

Подготавливай свой велосипед

МТБ и гибрид. Вопрос, который часто задают: можно ли ехать марафон на МТБ. Конечно, можно. Основные проблемы байка - это:

1.             Широкая "агрессивная" резина - если вы собираетесь ездить марафоны, обязательно купите слики 1,3-1,75.

2.            Высокая посадка -  конечно, шоссейной посадки достичь не удастся, но низко поставленный вынос уже улучшит вашу аэродинамику. Чтобы избежать онемения пальцев рук, рекомендуется иметь рога.

Шоссейник. Несомненно, велосипед-шоссейник - наиболее подходящая техника для марафонов. Асфальт - это его стихия. Однако не стоит забывать, что асфальт асфальту рознь, и будьте готовы, что на некоторых участках  вы будете с завистью глядеть на участников на байках. Обязательно наличие обмотки на руле. Ширина покрышек зависит, прежде всего, от ваших предпочтений, но если дистанция марафона изобилует плохими участками, лучше поставить резину 28-32 мм. Не забывайте хорошо накачивать колеса, недостаточно накачанная камера - основная причина проколов.

Общие рекомендации: настоятельно рекомендуются контактные педали, способствующие правильному и экономному педалированию. Багажник - по желанию; если вы привыкли ездить с рюкзаком, возможно, вам будет его достаточно, но для длинных бреветов багажник все- таки желателен, чтобы не перетруждать спину. Очень пристальное внимание в марафонах надо уделить правильному подбору седла, причем седло должно быть именно ваше, прикатанное и неоднократно опробованное. Никогда не выезжайте на марафон на только что приобретенном седле! Обязательно наличие флягодержателя и фляжки, а можно и двух.

Велоаптечка

Обязательно возьмите с собой: насос, камеру (для шоссейников лучше две), монтажки, заплатки, клей, набор шестигранников.

Питание  и питьё в пути

Очень важна в марафонах возможность подкрепляться во время движения. Если вы не позаботитесь вовремя о досягаемости ваших съестных припасов, то рискуете оказаться в положении, аутсайдера в лучшем случае, и сойти с дистанции в худшем.

Во избежание подобного хорошо иметь под рукой шоколадку и печенье, во флягодержателе  фляжку с водой или соком (лучше разбавленным) очень хорошо поправляет лимонный сок с сахаром. Обычно продукты можно купить на привалах, но если вы не хотите зависеть от наличия магазинов на незнакомом маршруте, приготовьте перекус  с собой. Помните, марафон - не гонка, и одной плитки шоколада вам не хватит.

Одежда

Одежде на марафоне, как и всему остальному, надо придавать серьезное значение. Конечно, если речь идет о летней 200-ке с обещанной синоптиками сухой погодой, вы сможете обойтись без запасной одежды. Однако совсем другое дело - весна. Желательно иметь на ногах бахилы; может быть очень полезна термокуртка. Берегите ноги, одевайте велорейтузы. Но важно и не переусердствовать: пусть лучше на старте вам будет немного холодно, тогда при начале движения вы согреетесь, а не получите тепловой удар. Очень важно иметь хорошую защиту от дождя. Приведу пример, в 2010 году 29 октября, на веломарафоне " Ташкент-Самарканд-Ташкент-600км", на участке Джизак - Самарканд, группа из 7 рандоннеров  ехала под дождем порядка 100км. До Самарканда доехали 6 участников, один сошел по состоянию здоровья. Основная причина - готовность к затяжному дождю и холодной погоде. Каждый  рандоннер был экипирован, что называется по полной программе, бахилы, непромокаемые куртки, штаны, плащи.

Первый веломарафон

Позавтракайте, но не очень плотно. Выезжайте пораньше. Если ехать до старта далеко, можно одеться потеплее, а по дороге снимать лишнее. Если близко, то сразу оденьтесь по-боевому. Приехав на место старта, найдите организаторов, получите легенду маршрута, уточните местоположение и способ организации контрольных пунктов. Обратите внимание на стартующих и наметьте тех, с кем вы сможете поддерживать комфортную для вас скорость. Хорошо, если вам встретятся люди, с которыми вы уже катались. Попытайтесь понять стиль предстоящего марафона: скоростной, групповой, туристский. Критически относитесь к заявлению других о поддерживаемой ими скорости! Практика показывает, что реальная скорость может сильно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от заявленной. После старта следите за скоростью основной группы и выбранных вами еще перед стартом компаньонов. Будьте готовы к тому, что скорость вначале будет намного выше заявленной. Ваша задача - продержаться некоторое время в группе и осмотреться. Постепенно группа начнет делиться на части, и вы сможете выбрать подходящую вам по скорости компанию. Если вдруг вы остались одни, не пугайтесь, а двигайтесь по маршруту. Если делать минимум остановок, то через некоторое время вы нагоните группу или ее часть. Желательно делать первую остановку не раньше, чем через 70 км после старта, в дальнейшем через каждые 40-60 км.

Не забывайте подкармливать свою тушку, не доводите до ощущения голода, да и в питье ограничивать себя не стоит. Помните главную заповедь - Есть до голода; пить до жажды.  В середине маршрута, если вы не едете в гоночном темпе, можно позволить себе нормальный обед.

Будьте внимательны при выборе передачи. Старайтесь выбирать передачи полегче, ваши колени скажут вам потом спасибо. Осторожнее на поворотах, следите за легендой и указателями, если сомневаетесь, сразу доставайте карту. Не забывайте отмечаться на контрольных пунктах.

Хорошо, если на финише вы будете не один! Нет ничего приятнее, чем обменяться свежими впечатлениями с коллегами. Чувство "Я сделал это!" переполнит вас, несмотря на усталость.

После марафона отдохните, выспитесь, будьте готовы к болезненным ощущениям в коленях и в мышцах. Максимум через несколько дней они должны пропасть, если этого не произошло, обязательно разберитесь в причинах этого и примите меры, вплоть до отказа от дальнейшего участия в веломарафонах.

Что дальше

Как правило, марафонцы разбивают бреветы на несколько групп:

200, 300 км - 1-ый этап может быть пройден в очень быстром темпе, при минимуме снаряжения. Многие марафонцы, тяготеющие к спорту, ограничиваются только этими дистанциями.

400 км - это путь в другой мир, дистанция, где какое-то время придётся ехать "через не могу".

600 км и больше - дистанции для подготовленных людей, крайне необходим опыт марафонов или других сравнимых соревнований.

Так что если вы прошли первый этап - милости просим дальше,  вам понравится!

Предупреждения

Бреветы могут являться причиной осложнения ваших заболеваний, особенно связанных с суставами. Будьте внимательны, следите за своим здоровьем!!

Бреветы проходят в основном по шоссейным дорогам, включая шоссе с большим трафиком, требуется крайняя внимательность и неукоснительное следование ПДД.

вверх