Напишите нам
Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Политики конфиденциальности: *
Спасибо! Форма отправлена
Заказать услугу
Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время
Услуга:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Политики конфиденциальности: *
Спасибо! Форма отправлена
Заказать услугу
Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время
Услуга:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Политики конфиденциальности: *
Спасибо! Форма отправлена

Evgeniy Kutzenko

ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ - 2012. Как это было.

1200км/90ч: Самарканд - Джизак - Сырдарья - Ташкент - Сырдарья - Гулистан - Янгиер - Джизак - Самарканд - Карши - Бухара - Навои - Самарканд

16.10
Перелёт Киев-Самарканд.
В самолёте я был, кажется, единственным неузбеком. Люди возвращались с заработков домой. Многие летели из Москвы через Киев. Говорили - так дешевле.
Приземлился в аэропорту Самарканда. Прошёл пограничный и таможенный контроль. Надо было заполнить таможенную декларацию, в которой указать какую валюту и сколько ввозишь, описать ценные вещи. Вышел с аэропорта и на меня сразу набросилисиь таксиситы. Предлагали довезти до кемпинга за 500 рос.руб.(я то знал, что там идти всего-то 500 метров), обменять валюту (но я не знал какой у них реальный курс), поэтому их всех отшил и пошёл пешком. Велик был тяжеловат, но идти то недалеко.

Сразу увидел новое здание спортшколы и зашёл туда. Там меня встретил тренер Рустам, разговорились. Он рассказывал о себе, показал старый альбом с фотографиями со всего мира, где он бывал, когда служил на флоте. О марафоне он ничего не знал. Я уже почти поселился там, в новой гостинице при спортшколе, но вдруг выяснилось, что кемпинг Артуч, который мне нужен, находится в другом месте, чуть дальше в переулке. Так что я забрал вещи, и перебрался туда.

В кемпинге сразу увидел Олега из Екатеринбурга, он как раз собирал свой велик. И я занялся тем же. Вскоре приехал Валерий, также из Екатеринбурга, и Ринат из Уфы (проехал в этом году ВОЛ и Львовскую тысячу). Подъехал самаркандец Шамиль, разъяснил организационные вопросы. Он должен был меня встретить, но мы с ним разминулись. 
По совету Шамиля, купил сумы (местная валюта) в магазине. Как я понял, у них обменных пунктов почти нет, а в тех, что есть, курс в 1.5-2 раза выше. Поэтому деньги обычно меняют на базарах с рук. Увидев, какую пачку мне вручили, я слегка обалдел. Это было просто нереально пересчитать. А куда их класть. Ладно по городу я ходил с мешком денег, но как я с ними буду ехать марафон?

Оказалось я поспешил. Там охотно принимают и доллары и рос.рубли.

Собрав велики, мы с Ринатом пошли обедать. Недалеко нашли чойхану. Ели шурпу, шашлык, лаваш.
У них практически вся еда строится на мясе и хлебе и имеет непривычный острый вкус. К этому надо было приспособиться. 
После обеда выехали на разминку, посмотрели стартовый отрезок. Сразу ощутили на себе отношение водителей. Очень любят они сигналить, причём громко, протяжно. Часто даже на пустой дороге. Похоже это они приветсвуют так. Но когда каждая вторая машина сигналит - это очень раздражает.
Проехав немного по окружной, мы повернули в центр города. Там как в сказке, за каменными домами вдруг вырос оазис - Регистан - жемчужина Центральной Азии, средневековая площадь, окруженная тремя медресе.

Покатавшись по центру, встретились с голландцем Иво (знакомый с ВОЛа, также у него за плечами 5ПБП, 4ЛЭЛ, 1СВС)

17.10
На следующий день была назначена предстартовая регистрация.

Каждому выдали мешок для бэгдропа, стартовый номер, легенду, спутниковые снимки отдельных участков. 
Познакомились с организаторами Рафхатом и Димой. Они рассказали, что нас примерно ожидает. 
Из особенностей: частые посты ГАИ на дорогах, на которых, лучше не останавливатся, игнорируя гаишников. Это только потеря времени и лишние проблемы. А гнатся за нами они не будут. 
Здесь же присутствовали немцы (их четверо: два Стефана, Ханно, и Клаус, которого я уже видел на ВОЛе). Также британец и американец на синглспидах.

После регистрации мы с Ринатом и Иво поехали в центр, пообедали в чойхане.

Осмотрели величественную мечеть Биби-Ханум, построенную в честь жены Тамерлана.

Зашли в Гур-Эмир - мавзолей Тамерлана.

Вечером ещё взобрались на минарет медресе Улугбека над Регистаном.

18.10 Самарканд
С утра - холодный душ и плотный завтрак.

Старт в 8:23

Уже на выезде из Самарканда лидеры пропускают поворот и все едут кто куда. Я иду по приборам.

Едем с Олегом (Е-бург), Петром(Ташкент, знакомый с ПБП), Ринатом(Уфа), британцем Робом. На 80км - Тамерлановы Ворота, дорога вьётся среди небольших гор. 

Останавливаемся для фото. Возле нас паркуются узбеки на "буханке" - дамасе(минивен ДЕУ, которых пруд пруди в Узбекистане). Им хочется пообщатся, угощают нас арбузом. Но нам надо ехать.

Через 5км у меня рвётся тросик переключения, благо взял запасной (учёл это после ПБП). 10минут меня все ждут, и снова в путь.
Проезжаем Джизак - областной центр. 

Дальше прямая магистраль. Темп видимо у нас немного разный, Олег отрывается вперёд, Ринат отстаёт (оказывается он пробился). Я еду с Петром. Заезжаем в придорожною чойхану - перекусить, отдохнуть на курпачах.

Мимо проезжает Валерий - это он с немцем пропустил после старта поворот и намотал лишних километров, теперь спешит догнать Олега.
Старая дорога прямо на Ташкент идёт через Казахстан, но отношения у государств сложные; едем по новой дороге, вдоль границы. 

Голодная Степь, но в это время года, на трассе продают яблоки, гранаты.
Петя покупает гранатовый сок - неплохо вставляет. Темнеет, заходит солнце и моментально становится холодно. Утепляемся, одеваем отражатели.
Дальше - ночь, поэтому всё однообразно, трасса, где-то пересекаем Сырдарью, ещё 60 км - проспект до Ташкента. Встречаемся с Олегом и в столицу заезжаем втроем.

КП1. 295км. Ташкент. 21:30
КП в здании на четвертом этаже. Здесь уже Валера - он так старался догнать Олега, что не заметил как проскочил его и приехал первым.
Велики забирают на тех.осмотр, нас - вкусно кормят. я принимаю душ и спать.
В два часа ночи поднимаюсь, бужу Петра. К нам присоединяется Валерий. Кушаем.

19.10 2:45
Выезжаем. Навстречу едут последние участники.
На улице около 5 градусов. Едем часа два. Петя предлагает где-то переждать самое холодное предрассветнее время. Останавливаемся у чойханы в неотапливаемой комнате, ложимся на стульях вздремнуть полчаса.
Рассвет и мы едем дальше.

Гулистан - цветущий край, обл.центр.

Рядом идёт ж/д. Мимо проносится скоростной поезд "Афросиаб" (Самарканд-Ташкент).

Янгиер. Остановка покушать в чойхане.

Дорога очень разбитая. Обходим немца Стефана. Слева Таджикская граница, видны пограничные вышки, и заснеженные пятитысячники Туркестанского хребта на горизонте.

Джизак. Запутаться запросто. Но идём по прибору. Нас доганяет второй Стефан, но потом отстаёт. 

Снова Тамерлановы Ворота - самая красивая часть пути.

Выезжаем на трассу. Узбеки зазывают перекусить. Останавливаемся. Самса с курдюкским жиром - вкусная, сытная. Но лучше б я её не ел...

Ещё 60км автобана с сильным попутным ветром. Дорога идёт вверх. Но это не ощущается. Летим.
Ночной Самарканд. Несколько поворотов. По пути Петя воюет с зеркалом, подрезавшего его автобуса.

КП2. 614км. Самарканд. 19:10
Кемпинг Артуч. Ужин. Я ощущаю в себе силы и предлагаю часа два отдохнуть и снова в бой! Петр с Валерием меня отговаривают, настаивают хорошо отдохнуть и не ехать по холоду. Неизвестно будет ли где возможность погреться. Дальше только кишлаки. Решам спать до двенадцати.
Ночью меня тошнит и в назначенное время я не встаю, дрыхну до четырёх, пока вчерашняя самса не выходит обратно.

 

20.10 4:45
Выезжаем втроем. Петляем широкими проспектами и узкими улочками ночного Самарканда. По дороге встречается много народа с крупным рогатым скотом. Похоже ведут на продажу. Пересекаем окружную - и вот он автобан на Карши - полетели!
Рассвет. Слева выступают из ночи отроги Зеравшанского хребта. Встречаются отдельные кишлаки.

Дорога имеет небольшой рельеф. На границе областей обгоняем Стефана.

Автобан закончился через 90км. Дорога сузилась и начала постепенно ухудшатся. Меня ещё подташнивает. На полях растут арбузы. Но мы решаем, что срывать их не будем, а купим при случае.
А вот и мальчик их продаёт, а другой подвозит с полей на ослике.

Заправляемся арбузом.

Мимо проезжает Стефан. У него тоже проблемы с пищеварением.

150км.Карши. Дорога изрядно вымотала. Едим много яиц и сосисок с лавашом. Стефан снова нас обгоняет. Местный узбек говорит - до Бухары хорошая дорога (и зачем он врал?). Мне нужен отдых, но друзья рвутся в бой. Валерий ставит задачу - не допустить, чтобы к финишу первым пришёл немец. Только - славяне!

Дают мне 10мин отдыха и мы снова едем. Дорога пока действительно хороша! Валера заряжает скорость за 30. Мы с Петей сидим сзади.

Через какое-то время наганяем Стефана. Дорога начинает ухудшатся. 

Начинается пустыня. Вокруг одни колючки. Встречаются верблюды.

Мне совсем не едется. Я начинаю отставать и отпускаю товарищей. Съезжаю на обочину и весь изнемождённый растягиваюсь среди колючек. В полудрёме около часа. Но надо ехать. Дорога разбитая. Вокруг пустыня. Сцепив зубы кручу педали. До Бухары - 120км.
Проехав 50км, снова ложусь. Абсолютная усталость.

Закат. Утепляюсь и ползу дальше. А тут ещё рельеф да по убитой дороге, ночью. Чем дальше тем хуже и хуже.
Вот уже и Караулбазар. Присел на остановке отдохнуть на остатках лавочки.
Вот уже и объездная вокруг Кагана. До Бухары вроде уже недалеко, но ползти со скоростью пешехода по камням и трещинам в асфальте, каждая из которых больно отдает по рукам и дальше по телу - адские муки.
Наконец Бухара! Широкий проспект с отличным асфальтом. Яркие вывески магазинов и отелей. Силуэты Ляби-Хауза, укрытого ночью - и я въезжаю в медресе Гаукушон.

КП3. 922км. Бухара 22:00
Красота внутри поражает. В таких местах ещё не был. Потрясающее место для КП!

Да, многие меня обошли, пока я валялся без сил в пустыне. Но узнал что Иво ещё за 100км от Бухары, а Клауса зацепила машина и он сошёл.
Ем только фрукты. Ничего больше не лезет. Потом меня провели в баню - метров триста цокал я шоссейными контактами по узеньким каменистым улочкам ночной Бухары.
Валерий с Петром и Олег, который их догнал, а также два Стефана уже попарились и возвращаются обратно в медресе отдыхать. Валера говорит, что надо следить за немцами и ехать сразу за ними. Я прошу меня разбудить тоже, хотя сам никакой. После баньки ложусь отдыхать.

это не я)

Около часа ночи Стефан чего-то полез искать в рюкзаке. Этого было достаточно для Валеры. Он разбудил Петра и они быстренько стартовали. Я был ещё не готов к таким подвигам и продолжил дрыхнуть.
Около 4-х утра меня разбудил Ринат. Он думал, что будит Диму, а мне почудилось что это Валера. Мы перекинулись парой фраз и друг друга не поняли. Да самочуствие было уже то!
Запихнув в себя немного еды (уже и не помню чего я там ел) и закинувшись таблетками от расстройства желудка, которые мне дал Стефан, я потихоньку поехал дадьше.

21.10 4:45
Ночная Бухара. Только силуэты средневековых мечетей и минаретов. Вот и всё что я там видел.
Дорога была не лучше чем вчера. Меня снова сильно трясло на выбоинах. Но видимо Дима с Ринатом были другого мнения. Они выезжали позже и вскоре легко догнали меня. Я пытался усидеть за ними, но было трудно - сильно трясло.
Рассвет. Через 40км я достиг критической точки. Съехал в хлопковое поле и там задумался в чём смысл жизни стоит ли ехать вообще по такой дороге? А может надо было остаться в Бухаре? Увидел бы тогда её достопримечательности, а не колбасился на этой бетонке. Но посидев-подумав, всё-таки пополз дальше.
И тут меня догнал Олег. Я попытался зацепится за него. Он задавал хороший темп. И я изо всех сил пытался его поддерживать. Дорога стала лучше и вскоре превратилась в отличную магистраль. Только встречный ветер подавлял.

Посменно работая, мы хоть медленно, но стабильно двигались вперёд. Нагнали Стефана. Он чуть-чуть с нами посидел и отвалился. Второго Стефана мы тоже где-то перегнали, но не видели когда.
Около полудня настало время обеда, и в районе Навои мы заехали перекусить.

Долго не задерживаясь, поехали дальше.
Нагнали Рината с Димой.

Вчетвером было хорошо работать против ветра. Но наш темп был высоким для них и вскоре они отпали.
Ненадолго остановились заправится водой и мороженным.

Дальше покрытие часто менялось с отличного на очень разбитое и обратно. Но ямы были в основном объезжаемы. Только участки с бетонкой напрягали.

Вот и река Зеравшан.

Только остановились на мосту посмотреть, как уже любопытные узбеки интересуются нами.

Закат. Уже недолго осталось. Хорошая дорога и очень длинный плавный набор высоты (километров 10) до Самарканда (его высота 700м). Финишный азарт бьёт в крови и мы мчимся по ночному Самарканду среди машин и людей.

 

1200км.Самарканд. 19:05
Кемпинг Артуч. Марафон завершён. Шёлковый Путь пройден. Момент счастья.
Вот только нас никто не встречает. Нас не ждали так рано! Но ничего, мы с Олегом поздравляем друг друга.

Неужели это всё? Будто эти четыре дня и три ночи пролетели как один миг, а иногда казалось, они будут длится вечно.
Время - 83 часа. Долго я ехал этот марафон. Но тут сказалось несколько факторов.
Самый главный - это длинные (13 часов) холодные (2-5 градусов) ночи. Очень тяжело долго ехать в таких условиях. Много энергии уходит на обогрев и на себе везёш кучу вещей. Я на себе насчитал до восьми слоёв одежды ночью.
И остановится надолго нельзя - сразу окоченеешь. Днём было до 20 градусов и совсем не жарко. До короткого рукава я ниразу не раздевался. Говорят это в этом году так холодно. Обычно теплее. А летом (с середины мая до середины сентября) на велосипеде вообще там не ездят (разве только в горы) - жара 40-45 градусов.
Есть и один плюс в погоде: отсутствие дождя и ясное небо в течениии всего марафона. Осадки в это время года выпадают крайне редко.
Плохая дорога безусловно сказалась. Говорят, что последние годы в Узбекистане проходит глобальная реконструкция дорог. И это заметно. Построено много новых шикарных трасс. Но многое ещё предстоит построить.
Также сыграло свою роль малое количество КП - всего три, т.е каждые 300км. Так что приходилось после заката доезжать до КП, там проводить середину ночи и перед рассветом выезжать на следующие 300км. Зато была возможность выспаться!
Ещё, я считаю, нужно больше проводить бреветы среди гор. Будет труднее, но намного интересней.

22.10
На следующий день мы собирались домой, разбирали и упаковывали велосипеды.

После обеда все уезжали автобусом в Ташкент. Только у меня самолёт был из Самарканда. Я проводил друзей на автостанцию, прощался.

После - пошёл гулять в город.
Осмотрел остатки обсерватории Улугбека (уникальный инструмент XV века, с помощью которого был составлен каталог звёздного неба)

Мавзолеи Шахи-Зинда - по сути кладбище самаркандской знати.

Там, ещё раз встретился с немцами Стефаном, Ханно и Клаусом.

Вечером сидел перед Регистаном и думал о вечном - атмосфера располагает...

23.10 я вернулся в Киев.

P.S. Хочу выразить благодарность всем, кто помогал и поддерживал меня в Узбекистане:
Петру из Ташкента, с которым ехал 2,5 дня - за новые познания в истории, географии и языке страны. Товарищ проехал на равных весь марафон на топталках, никогда не падал духом, и морально поддерживал меня.
Россиянам Валерию и Олегу из Екатеринбурга - за хороший темп (они меня подгоняли), и Ринату - за компанию.
Рафу, Данилу, Шамилю и Диме - за организацию интересного марафона.

Надеюсь, я когда-нибудь вернусь в вашу прекрасную страну. Повод есть - увидеть Ташкент и Бухару (которые ночью я толком не увидел), а также Хиву, Фергану и горы. Попробовать настоящий узбекский плов. Ну вот где я не спрашивал - везде он был ещё не готов или уже закончился, и дыни.

До новых встреч!

Приезжайте к нам:
г. Tashkent,
Звоните по номеру:
Пишите по любым вопросам: